Чему обучают ребёнка в детском саду

Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад № 152"
|
2 Мб
Скачать
Автор: ФИО автора программы

Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 152» (далее – Программа) разработана авторским коллективом самостоятельно, на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО). Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МДОАУ № 152. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

                Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

                 Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Структура Программы включает три основных раздела:

- целевой раздел;

- содержательный раздел;

- организационный раздел.

       В каждом из разделов Программы отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО.

Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

        Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

       Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,  причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

        Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.    

       Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

       Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 

    Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработанная учреждением самостоятельно, представлена образовательной программой «Экологический калейдоскоп» - направлена на развитие творческих способностей, эстетическое воспитание и познавательное развитие, ориентирована на детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Отличительной особенностью Программы является ее патриотическая направленность, формирование патриотических чувств у дошкольников посредством обогащения и систематизации краеведческих знаний, любви к малой Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что малая Родина – великий многонациональный край.

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Особое внимание в Программе уделяется объединению краеведческих знаний в систему воспитательно-образовательной работы средствами разных видов деятельности: игровой, познавательной, творческой, речевой. Составной частью реализации программы является экскурсионная форма проведения образовательной деятельности, позволяющая полноценно задействовать огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников города.

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т.д.).

    1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа

       Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

       Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста также необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (групп общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении «Детский сад № 152» функционирует 5 групп. Из них – 5 групп – общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Наполняемость групп на 01.08.2023 года в учреждении: 150 обучающихся (воспитанников).      

Виды возрастных групп

Количество

групп

Возраст детей

Общеразвивающая

направленность

1

от 2-3 лет

1

от 3-4 лет

1

от 4-5 лет

1

от 5-6 лет

1

от 6-7 лет

В ДОУ группы функционируют в режиме 5 – дневной рабочей недели, с 12 – часовым пребыванием (с 07.00 до 19.00), выходные дни – суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством РФ. Обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и осуществляется на русском языке.

Используемые Программы

Для осуществления образовательного процесса в дошкольной организации имеется программно-методическое обеспечение. Образовательная деятельность строится в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными по пяти образовательным областям (социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие), с использованием программ:

1) Программы:

- «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Б. Зацепина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;

- Программа «Детская безопасность» / Образовательная область «Безопасность» (Шипунова В.А.). - М. – ИД «Цветной мир», 2013.

- Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва). — М.: Просвещение, 2015.

- Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3 – 4 лет/ Н.Ю. Куражева, СПб.: «Речь», 2016.

- Программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

- Программа развития речи дошкольников/ О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2014;

- «Физическая культура в детском саду», Л.И. Пензулаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

- Формирование основ безопасности у дошкольников / К.Ю. Белая. - М., Мозаика- Синтез, 2017.

- «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) /Н.Ю. Куражева, СПб.: «Речь», 2016;

- «Дорогою добра». Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2021.

- «Дорогою добра». Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2022.

Перечень программ и технологий, используемых в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений «Экологический калейдоскоп», учитывающие образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов

1.    Николаева С.М. Парциальная программа «Юный эколог»: для работы с детьми 2-7 лет.– М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.

2.    Андреенко Т.А. «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками». –СПб.6 ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС2, 2018

Ссылка на федеральную программу: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/?ysclid=lpmhn449ta676083584

    1. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся (воспитанников)

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанниками строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.

Основные формы взаимодействия с семьей:

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей

Информирование о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.

Образование в воспитание и развитие детей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов, проведение мастер-классов, тренингов.

Совместная деятельность: привлечение к организации конкурсов, концертов, семейных праздников, прогулок, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Взаимодействие семьи и МДОАУ № 152, направлено на:

Ориентирование семей на изменения в личностном развитии дошкольников -  развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности. Оказание помощи родителям обучающихся (воспитанников) в учете этих изменений.

Способствование укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга, развитию у детей умений безопасного поведения – дома, на улице, в лесу, у водоема.

Побуждение родителей, обучающихся к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддержании стремления детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.

Знакомство родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье.

Включение родителей, обучающихся в совместную с педагогом деятельность по развитию субъективных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд в природе), развитие желание трудиться, ответственности, стремление довести начатое дело до конца.

Помощь родителям в создании условий для развития эстетических чувств дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства и художественной литературе.

Образовательная Программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №152» представлена на информационном стенде 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie