Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Специально оборудованные учебные кабинеты

Для реализации образовательной деятельности в МДОАУ № 152 оборудовано 5 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят:

1. Раздевальная (приемная) - для приема детей и хранения верхней одежды. Раздевальная оборудована шкафами для верхней одежды детей и персонала, которые имеют полки для головных уборов и крючки для верхней одежды. Каждый шкаф промаркирован. Также в приемной размещены информационные уголки для родителей, выполненные в едином стиле.

2. Групповая - для проведения игр, занятий и приема пищи. Мебель подобрана с учетом роста детей. Вся мебель промаркирована.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ и группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда, созданная во всех помещениях доступна детям-инвалидам, предусматривает условия для проведения коррекционной работы.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает:

  • реализацию образовательной программы дошкольного образования ДОУ;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ отвечает актуальным принципам: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

  • Содержательная насыщенность обеспечивается наличием в Учреждении средств обучения (в том числе технических), материалов (в том числе расходных), инвентаря, игрового, спортивного и оздоровительного оборудования, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
  • Трансформируемость обеспечивается возможность изменений предметно-пространственной развивающей образовательной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональность обеспечивается возможность разнообразного использования составляющих предметно-пространственной развивающей образовательной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.
  • Доступность обеспечивается свободным доступом воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  • Безопасность предметно-пространственной развивающей образовательной среды определяется соответствием требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства развивающей предметно-пространственной среды обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивает возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняются, дополняются и объединяются. Зонирование пространства организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОУ.

Педагоги всех возрастных групп ДОУ выделили следующие центры для организации развивающей предметно-пространственной среды:

  • центр социально-коммуникативного развития представлена уголком безопасности, который включает в себя художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности); дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали несколько макетов дорог, подготовили иллюстрации по темам); атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки, костюмы, каски, шлемы, макеты орудий); наборы конструкторов; инвентарь по безопасности.
  • Так же есть центр уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть, и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание «своего» личного пространства).

Имеются игровые модули: игровой модуль «Магазин» (с набором овощей, фруктов), модуль «Парикмахерская» (с инструментами), модуль «Кухня» (с набором посуды), «Мастерская», мягкая мебель, модуль «Спальня», «Больница» (с набором предметов), большой пластмассовый дом для кукол, набор посуды пластмассовый, гладильная доска с утюгом, различные пластмассовые машины для мальчиков, резиновые куклы для девочек, газовая плита, набор резиновой мебели и т.д.

  • центр познавательного развития: включает в себя дидактические и развивающие игры (имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также демонстрационный и раздаточный материал для формирования элементарных математических представлений; дидактические игры, изготовленные своими руками). Уголок природы содержит природный материал (шишки, ракушку, желуди, камешки, горох, бобы и пр.), образцы различных видов семян. В уголке экспериментирования имеется оборудование для экспериментирования с водой и песком. Есть картотека экспериментов, а также «Сундучок исследователя», в котором представлено оборудование для проведения опытов.
  • в центре речевого развития имеется демонстрационный материал, дидактические игры по развитию речи; сюжетные картинки разнообразной тематики; детские книги, портреты писателей; различные виды театра.
  • центр художественно-эстетического развития включает в себя уголок ИЗО и музыкальный уголок. В уголке ИЗО есть карандаши, краски, кисточки, стаканы-непроливайки, различные трафареты, бумага для рисования и т.д. Музыкальный уголок составляют: музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.
  • в центре физического развития имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей, также иллюстрации летних, зимних, олимпийских видов спорта и т.д.

Для мобильности пространства развивающая предметно-пространственная среда была разделена на центры при помощи различных элементов (стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования). При этом педагоги также обеспечили возможность полноценной двигательной активности детей.

 3. Спальня предназначена для организации дневного сна детей.

 4. Буфетная предназначена для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды.

 5. Туалетная совмещена с умывальной.

Каждая группа имеет свое название и соответствующий логотип.

Объекты для проведения практических занятий

В МДОАУ № 152 оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей инвалидов: музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога-психолога.

Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальной деятельности с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, а также проведения праздников, развлечений, спектаклей, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников.

Оснащение музыкального зала включает:

  • набор детских музыкальных инструментов – народных, шумовых;
  • дидактические пособия;
  • оборудование для организации театрализованной деятельности и др.

Представленное наличие театральных костюмов и атрибутов позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности.

Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям, музыкальный зал оснащен пианино, аккордеоном, музыкальным центром.

Для обеспечения разнообразной двигательной активности воспитанников в ДОУ функционирует спортивный зал.

Функциональное назначение:

  • проведение утренней зарядки, занятий по физической культуре во всех возрастных группах;
  • проведение спортивных праздников, развлечений всех возрастных группах;
  • проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников.

Оборудование спортивного зала включает разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и др.); гимнастические скамейки, канат, дуги для подлезания и др.

Для коррекционной работы используются разнообразные дорожки, колючие, ребристые, массажеры для ног, рук, гимнастические палки, обручи, гимнастические скамейки используются для ходьбы, ползания на спине и животе и др.

Кабинет педагога-психолога предназначен для проведения подгрупповой и индивидуальной, развивающей и коррекционной работы с дошкольниками, а также для проведения консультативной и просветительской работы с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников.

В кабинете педагога-психолога представлены материалы, пособия и оборудование:

  • для снятия эмоционального напряжения и проведения упражнений по релаксации с детьми
  • для осуществления развивающей и коррекционной работы с детьми разных возрастных групп (по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков; по адаптации детей к условиям детского сада; по психолого-педагогической подготовке к обучению в школе; по психолого-педагогическому сопровождению детей с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы).

Библиотека

Библиотека расположена в методическом кабинете ДОУ

Спортивные объекты

Спортивные объекты

Для обеспечения разнообразной двигательной активности воспитанников в Учреждении оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:

1. Спортивный зал.

Функциональное назначение:

  • проведение утренней зарядки, занятий по физической культуре во всех возрастных группах,
  • проведение спортивных праздников, развлечений всех возрастных группах;
  • проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников.

Оборудование спортивного зала включает разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и др.); гимнастические скамейки, канат, дуги для подлезания и др.

Для коррекционной работы используются разнообразные дорожки, колючие, ребристые, массажеры для ног, рук, гимнастические палки, обручи, гимнастические скамейки используются для ходьбы, ползания на спине и животе и др.

2. Спортивная площадка.

Функциональное назначение:

  • проведение занятий по физическому развитию на открытом воздухе (в холодное время года в группах общеразвивающей направленности для детей 5-6, а также 6-7 лет; в теплое время года, группах общеразвивающей направленности для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет);
  • проведение утренней зарядки, спортивных праздников и развлечений на открытом воздухе;
  • проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников;
  • освоение элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола).

Оборудование спортивной площадки включает бревно гимнастическое, волейбольно-баскетбольную площадку, яму для прыжков, рукоход, лестницу для лазания.

3Физкультурно-оздоровительные центры в группах.

Функциональное назначение: проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, развитие двигательной активности и физических качеств детей

Оборудование физкультурно-оздоровительных центров в группах включает:

  • картотеки (подвижных игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна);
  • демонстрационный материал (альбомы, открытки и т.д.);
  • атрибуты для выполнения ОРУ (цветные ленты, флажки);
  • атрибуты для подвижных игр (комплект масок);
  • атрибуты для игр с прыжками (скакалки, обручи, кубики);
  • атрибуты для игр с бросанием, ловлей, метанием (мячи разного диаметра, мешочки с песком, кольцебросы);
  • игры: настольные спортивные (хоккей, футбол), дидактические о спорте: лото, настольно-печатные, разрезные картинки др.;
  • атрибуты для проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий (массажные «дорожки здоровья» массажные мячи);
  • атрибуты для дыхательной гимнастики;
  • атрибуты для выполнения гимнастики для глаз.

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Для осуществления образовательной деятельности в МДОАУ № 152 используются различные средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Согласно п.26., ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т. ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Средства обучения и воспитания для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания. Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Принципы использования средств обучения: учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Для обеспечения доступа в здание ДОУ имеется отдельный вход, оборудованный пандусом, широкий проём поможет беспрепятственно передвигаться детям- инвалидам

Специальные условия питания

ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню

Специальные условия охраны здоровья

Приоритетным направлением в деятельности МДОАУ № 152 является охрана жизни и укрепление здоровья (обучающихся) воспитанников. Созданы благоприятные условия для реализации данного направления. Для этого в ДОУ оборудованы и функционируют:

  • физкультурный зал;
  • спортивная площадка;
  • прогулочные площадки;
  • медицинский блок.

Для выполнения этой задачи в ДОУ предусмотрены следующие мероприятия, в том числе и для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • организация двигательной активности детей;
  • ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
  • включение в работу с детьми комплексов дыхательной, зрительной, пальчиковой гимнастики;
  • организация сбалансированного питания;
  • прогулки;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • формирование у детей, родителей (законных представителей) мотивации к здоровому образу жизни.

Медицинское обслуживание (обучающихся) воспитанников ДОУ осуществляется Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница» (Детская поликлиника № 4).

Весь персонал ДОУ своевременно проходит периодические медицинские обследования, гигиеническое воспитание и обучение. Каждый работник ДОУ имеет личную медицинскую книжку.

Медицинский блок оснащен помещениями и всем необходимым оборудованием: медицинский кабинет, изолятор на 1 место, процедурный кабинет, оборудование. Оснащение медицинского блока современным оборудованием позволяет качественно осуществлять медицинское сопровождение каждого ребенка, осуществлять контроль за его здоровьем и физическим развитием.

Доступ к информационным системам

 Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается

Электронные образовательные ресурсы

Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют

Специальные технические средства обучения

Во время проведения занятий в группах используются мультимедийные средства, слайд-проекторы для повышения уровня восприятия информации. В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: - мультимедийная установка (проектор, экран); - аудиотехника (музыкальный центр). Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе ДОУ «№152» отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при ДОУ «№152» не предусмотрено

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie